Опубликовано 26.06.2016 г.

Анализ проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации

Внесение изменений в ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» обсуждается в профессиональной среде уже достаточно долгий период времени. Необходимость пересмотра действующего Федерального закона № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», вступившего в силу еще в 1996 году, обусловлена как повышением требований к архитектурной составляющей любого проекта, так и законодательными противоречиями с Градостроительным кодексом.

Кроме того, большие разногласия вызывает методика регулирования профессиональной деятельности архитектора, способы подтверждения его квалификационной аттестации и порядок определения роли архитектора во всем процессе архитектурно-строительной деятельности.

Особое внимание в представленном проекте уделяется также разделению архитектурно-строительного проектирования на две большие самостоятельные группы: архитектурную деятельность и деятельность по разработке проектной документации. При этом в дальнейшем планируется переход к полному саморегулированию архитектурной деятельности.

Попытка выработки единых стандартов

В настоящее время архитектурная деятельность является составной частью архитектурно-строительного проектирования, представляя собой единый производственный процесс, который регулируется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Непосредственно архитектурные работы включены в общий перечень проектных мероприятий согласно Приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 и п. 2 ст. 48 ГрК РФ. Следуя п. 4 ст.48 ГрК РФ, работы по подготовке проектной документации имеют право выполнять «только индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ», а разработка архитектурного проекта «должна осуществляться аттестованными архитекторами и (или) юридическими лицами, отвечающими требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации об архитектурной деятельности к юридическим лицам, осуществляющим архитектурную деятельность». Однако в настоящее время нет положений, как осуществляется взаимодействие между индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, выполняющими проектную и архитектурную деятельность.

В предложенном законопроекте есть формулировка о возможности оказания лицами, имеющими «право на разработку проектной документации оказывать услуги в области архитектурной деятельности и инженерные услуги на различных стадиях архитектурно-строительного проектирования и реализации проектных решений», но нет разъяснений, на каком правовом основании лица могут одновременно выполнять как проектную, так и архитектурную разработку.

Введение норм профессиональной квалификации

Необходимость внесения изменений в Федеральный Закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» также обусловлена как резким снижением уровня профессионализма специалистов отрасли в целом, так и отсутствием системы квалификационной оценки архитекторов в частности. В настоящее время, согласно ГК РФ, архитектурная деятельность определена как возмездное оказание услуг в области архитектуры и трактуется как предпринимательская деятельность. В предложенных изменениях к законопроекту нет точной конкретизации, кто именно имеет право заниматься архитектурной деятельностью: только индивидуальные предприниматели или также лица, занимающиеся частной практикой.

Понятие предложенной в рабочем документе процедуры аттестации противоречит п.11 ст. 60 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где прописано, что ««квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью…» без проведения каких-либо дополнительных аттестационных мероприятий. В законопроекте предусмотрена возможность приостановления деятельности архитектора, в том числе в судебном порядке, однако не указан порядок восстановления в профессиональном статусе.

Страхование рисков и профессиональной ответственности архитектора, предложенные в проекте, вступают в противоречие с действующим законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Предполагаемое обязательное вступление архитекторов в новую структуру «Профессиональное объединение архитекторов России» нарушает права и свободы граждан Российской Федерации, закрепленные в ст. 30 Конституции РФ.

Предложенный проект Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» дискуссионен и требует дальнейшей тщательной проработки каждого пункта. В настоящее время предложенный документ не нашел единой позиции архитектурного сообщества, и поэтому его принятие не только не целесообразно, но и может привести к негативным последствиям сложившейся архитектурно-проектной сферы.