Опубликовано 30.11.2010 г.

Взлеты и падения кирпича

Кирпичное строительство в нашей стране, наряду со строительством из бруса стало лидером в пригородах мегаполисов. Когда в начале двухтысячных тема собственного загородного коттеджа стала актуальной для среднего класса, кирпичные дома из элитного жилья превратились в объект повышенного спроса. Косвенно это можно было проследить по развитию производства стройматериалов: в 2008 году в России работало более 550 специализированных производителей строительного кирпича, и их число неуклонно росло.

Следует отметить, что рынок был поделен достаточно равномерно – объемы регионального производства приблизительно соответствовали масштабам регионального строительства. Несмотря на то, что принятая в начале века правительственная программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (она предусматривала, в том числе, упрощенный порядок присоединения к городам и населенным пунктам территорий под индивидуальную застройку), сработала не так хорошо, как планировалось.

Новые строительные нормы не уменьшили спрос

Сведение в действие СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» с жесткими требованиями по теплозащите должно было бы негативно сказаться на объеме строительства кирпичных коттеджей. В самом деле, даже в умеренных климатических условиях средней полосы России толщина кирпичной стены по новым правилам должна была достигнуть почти двух метров! Стоимость кирпичного дома, стены которого были дополнительно утеплены в соответствии с современными технологиями, возросла настолько, что снова отбрасывала кирпичные коттеджи в категорию элитного жилья.

Однако спрос на загородное строительство был так высок, что это практически не сказалось ни на объеме вводимого жилья, ни на ценах. В эти годы доля вводимого индивидуального жилья оставалась в районе 40% (2004 – 39,2%, 2006 – 39,5%, 2008 – 42,6%). В 2004 году в стране было произведено 9,6 млрд. штук кирпича, в 2006 – 11,5, а в рекордном 2008 – 13,4. Одновременно росла и цена на строительные материалы: за 2007 год силикатный кирпич подорожал на 22,9%, а за 2008 — на 15,6%; керамический кирпич, соответственно, на 32,6% и 21,1%.

Кризис вызвал обвал цен

Гром грянул в конце 2008 года. Осенью остановилось, по разным оценкам, от 50 до 80% всех строек, что вызвало резкое сокращение производства стройматериалов. Так, выпуск кирпичей в декабре 2008 года уменьшился на 12% по сравнению с декабрем предыдущего года. В январе-феврале 2009 года производство кирпича сократилось более чем на 50% по отношению к показателю прошлого года. Одновременно упали и цены на кирпич, причем весьма значительно – на 30,9%. В частности, силикатный кирпич подешевел в начале 2009 года на 23,5% (до 4300 руб. / тыс. шт.), а керамический, доля которого в общей массе производимого кирпича в последние годы превышала 40%, — на 38,3% (до 7542 руб. / тыс. шт.).

Альтернативные материалы востребованы рынком

Несмотря на общее сокращение объемов жилищного строительства в стране, в меньшей мере это коснулось именно строительства загородных коттеджей; их доля в общей массе новостроек даже возросла – приблизительно на 5%. Несмотря на то, что стоимость коробки дома из кирпича снизилась, потребители уже переориентировались на иные, более дешевые строительные материалы: пено- и газобетон и поризованный кирпич.

Очевидно, российскому рынку потребовалось время, чтобы осознать выгоду от подобного выбора в свете новых норм по теплозащите. Кризис лишь ускорил этот естественный процесс. Даже по самым приблизительным подсчетам, потребление новых пористых материалов неуклонно возрастало в последние годы: если в 2003 году объем газобетона составлял около 13% от суммарных закупок бетонов и кирпича строительной отраслью, то в прошлом году этот показатель уже удвоился, и объем закупаемых пористых материалов впервые превысил четверть рынка. Эти подсчеты весьма и весьма условны, поскольку во внимание принимался лишь газобетон, производимый крупными лицензированными предприятиями. Объем пенобетона, произведенного индивидуальными предпринимателями и небольшими кооперативами, и вовсе не поддается исчислению.

Перспективы рынка малоэтажного строительства

На этом фоне эксперты предсказывают стабилизацию спроса на кирпичные дома и популяризацию коттеджей из ячеистых бетонов. То, что долгое время останавливало потребителей, в частности, «дурная репутация» пенобетона, продаваемого неопытными производственниками и сделанного с серьезными нарушениями технологий, оказалось опровергнуто опытом. Окончательно переломить ситуацию может развертываемое в различных регионах России производство пористого кирпича.

Скорее всего, кирпичные дома вернутся в ту нишу, которую занимали в начале века: элитные загородные коттеджи для консервативно настроенной публики. А восстанавливаться рынок малоэтажного строительства будет за счет новых пористых стройматериалов.